|
стр 1 стр 2 стр 3 стр 4 стр 5 стр 6 стр 7 стр 8 стр 9 стр 10
Терминатор / The Terminator (1984)
Сюжет "Терминатора" пришел в тяжелую от лихорадки голову Камерона в 1981 году, когда он делал final-cut своего дебютного фильма "Пираньи 2". По-крайней мере, так утверждает сам режиссер. Мол, закемарил и увидел железного человека с красным глазом, медленно выходящего из огня. Отделавшись от совершенно ужасных "Пираний", Камерон написал сценарий (с диалогами ему помог Уильям Уишер) "Терминатора".
Но поскольку послужной список у него был невелик (ужасные "Пираньи 2"), ему пришлось изрядно помучиться, прежде чем удалось пристроить сценарий. В конце концов, Камерон продал права на сценарий продюсеру и своей будущей супруге Гейл Энн Херд, с которой он впоследствии сделает "Чужих", "Бездну" и "Терминатора 2", за символический 1 (один) доллар. Гейл нашла деньги в независимой кинокомпании "Хэмдейл" (Hemdale).
В роли терминатора Джеймс Камерон видел своего приятеля Ланса Хенриксена, в итоге сыгравшего лейтенанта полиции. Изначально он хотел, чтобы киборг-убийца был маленьким, хищным и незаметным, сливался с толпой. И хотя вскоре Камерон отказался от этой идеи, Ланс Хенриксен все же не остался в обиде, поскольку сыграл-таки киборга в камероновских "Чужих".
Первым кандидатами на роль терминатора стали Дж.О.Симпсон, негр-баскетболист, и Юрген Прохноу. Шварценеггер же должен был играть Кайла Риза. Камерон заявлял, что вообще не видит для Шварценеггера места в проекте, а Шварценеггер заявлял, что его агент серьезно противился тому, что Арни будет играть отрицательную роль. По всем статьям выходит, что ни тот, ни другой не хотели друг друга видеть.
Кандидатуру Шварценеггера предложил Камерону Майк Медавой, исполнительный продюсер компании "Орион", которая вложилась в производство и была дистрибьютором проекта, – он хотел, чтобы в фильме была хотя бы одна кинозвезда (к тому времени Арнольда прославила роль Конана). В общем, как бы то ни было, Шварц сыграл терминатора и создал одного из самых впечатляющих персонажей в жанре фантастического кино.
В 2038 году люди одерживают победу в многолетней войне против роботов Skynet – компьютерной системы с искусственным интеллектом, вышедшей в конце ХХ века из-под контроля и накрывшей Землю атомными бомбами. Skynet отправляет в 1984 год кибернетический организм под серийным номером Т-100, терминатора (Арнольд Шварценеггер), который должен уничтожить Сару Коннор (Линда Хэмилтон), мать человека, который станет лидером сопротивления.
То есть, Skynet пытается изменить реальность и поменять ход войны в свою пользу. Люди отправляют в прошлое бойца по имени Кайл Риз (Майкл Бин), чтобы тот спас Сару Коннор. Отправив Риза в прошлое, люди уничтожают машину времени. В сюжете имеется восхитительная закольцованность: Кайл Риз, отправившись в прошлое, будет иметь с Сарой секс. Именно он является отцом лидера сопротивления. Как говорится, нет худа без добра: не отправили бы роботы терминатора, не родился бы Джон Коннор.
Джеймс Камерон скомбинировал в одном фильме сразу три ударные темы, неизменно пользующиеся успехом: путешествия во времени, роботы, ядерный холокост. Эта солянка отдавала трэшем, и потому сомнения студий-мейджоров выглядят оправданными (впрочем, сейчас, когда франшиза принесла миллиарды долларов, – уже нет). Камерону выделили мизерный бюджет для фантастического жанра даже по меркам 80-х, – 4 миллиона долларов, впоследствии, впрочем, увеличенный до 6.
Мастерство Камерона, да и всей съемочной группы, включая спецэффектора Стэна Уинстона, позволили выжать из этой суммы максимум. И даже сверх того (например, сцена с гибелью терминатора обошлась в чисто символическую сумму: гидравлический пресс и робот были сделаны из пенопласта и фольги, а роль дыма исполнил дым сигареты, который кто-то пускал прямо в объектив). Вся эта изобретательность, плюс талантливая работа оператора, великолепный монтаж, выдающийся саундтрек Брэда Фидела… и вот результат: классический экшн на уровне "Безумного Макса 2". Сюжетно же "Терминатор" гораздо разнообразнее, нежели "Mad Max 2".
Терминатор – многомерный персонаж. В роботе, принадлежащем будущему, но твердо шагающему по настоящему, воплощен фатум, "слепая судьба", от которой невозможно спастись (во всяком случае, такая иллюзия нагнетается режиссером по мере сил). Эта совершенно неубиваемая тварь сравнима с богами, и фильм приобретает черты мифа. Оба героя – Риз и киборг – приходят в мир нагими. Но нагота терминатора ложная. Он как бы прикрывается маской. Относительный хэппиенд: человек сорвет с него маску, и в землю терминатор уйдет нагим.
Впрочем, это ничего не изменит. Просто умер шут, который рёк правду. Терминатор – по сути, абсолютно карнавальный персонаж. Зловещий шут, архетипичное зло, вроде клоуна из "Оно". Ключевая сцена – сцена в номере мотеля, где терминатор, сидя перед зеркалом, вынимает человеческий глаз.
Для школьников 80-х годов эта сцена была главной в фильме, поскольку казалась самой зрелищной, но они не отдавали себе отчета, что причины эффекта гораздо глубже. Терминатор – древний социальный персонаж, самый настоящий шаман, трикстер, посредник между двумя мирами, между будущим и настоящим. Только в данном случае, этот "шут" берет на себя слишком многое и становится королем.
Подобная функциональность героя настолько мощно и неожиданно подчеркивается в фильме с визуальной точки зрения (одна половина лица у терминатора человеческая, другая – нет), что не может не впечатлять. Пылесос становится человеком. Более того, суперменом. Слово "терминатор" звучит по-державински: я царь, я раб, я бог, я червь.
Бездушная вещь приходит на двое суток в наш мир и ломает дрова. Также здесь стоит отметить абсолютную атеистичность "мифического" карнавального сюжета: вот что значит фильм, сделанный в эпоху НТР! Естественно, что образ терминатора гораздо более впечатляющ, чем образ Риза, который заметен лишь своей героической жертвенностью.
Отношения между Камероном и главой кинокомпании "Хемдейл" Джоном Дэли серьезно ухудшились во время пост-продакшна. Дэли настаивал, что фильм должен закончиться взрывом бензовоза, а камероновскую концовку с заводом надо вырезать. Режиссер ответил просто: "Пошел нахуй! Фильм не заканчивается взрывом". Дэли пошел нахуйпопятную, когда фильм неожиданно получил комплиментарные отклики и возымел успех.
Через три недели проката Камерон обратился к исполнительному продюсеру "Орион" (кинокомпания занималась со-продукцией фильма наравне с "Хемдейл" и последующей дистрибуцией) с просьбой увеличить расходы на пиар. Майк Медавой ответил, что такие низкосортные экшн-триллеры как "Терминатор" держатся в топах три-четыре недели, но не больше, так что дальнейшая рекламная кампания – пустой расход бабла.
"Они считали мой фильм куском собачьего говна", – жаловался Камерон. Тем не менее, "низкосортный" "Терминатор", подобно своему герою, никак не хотел умирать и долгое время держался в бокс-офисах на плаву, заняв по итогам года 9-е место в списке блокбастеров (мировой прокат принес 80,4 миллиона долларов). Трудно даже предположить, сколько он мог срубить денег при должном размахе рекламной кампании.
Но, как можно видеть, история расставила все по своим местам. "Терминатор" прочно завис в топ-250 базы IMDB и на полках DVD кинолюбителей, а в декабре 2008-го пожизненно попал на почетную полку Библиотеки Конгресса США, где с него ежегодно будут смахивать кисточкой пыль и всячески реставрировать, чтобы пленка дожила, по-крайней мере, до Апокалипсиса.
http://www.ekranka.ru/film/1742/
стр 1 стр 2 стр 3 стр 4 стр 5 стр 6 стр 7 стр 8 стр 9 стр 10
Эволюция терминаторов
ТЕРМИНАТОР — это не просто фильм, а целая эпоха.
| |