Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

  Коллекция Фигурок



Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 330
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

СТР 1  СТР 2  СТР 3  СТР 4  СТР 5  СТР 6  СТР 7  СТР 8   СТР 9  СТР 10  СТР 11   СТР 12  СТР 13  СТР 14

 

25 лет фильму «Хищник»

 

Инопланетный охотник

12.06.2012  Текст: Артем Заяц
Film.ru

Ровно четверть века назад в американский прокат вышел «Хищник» /Predator/ (1987) -- фантастический хоррор Джона МакТирнана, наряду с «Терминатором» /Terminator, The/ (1984) и «Коммандо» /Commando/ (1985) открывший советскому зрителю имя Арнольда Шварценеггера. Мы разобрали по косточкам историю создания видеосалонного хита и выяснили, из чего делалась кровь Хищника, какое отношение к проекту имеет Жан-Клод Ван Дамм и зачем Джесси Вентура носил в штанине электрический кабель.

История кино пестрит любопытнейшими совпадениями. Если сегодня в «Неудержимых 2» /The Expendables 2/ (2012) снимаются одновременно Сталлоне, Шварценеггер, Ван Дамм и Лундгрен, то это выглядит фактом естественным: дискотеки 80-х вообще сейчас в почете. Но каким образом все четверо оказались примешаны к проекту четвертьвековой давности под названием «Хищник»? Ведь, кажется, снимался там из всей четверки только Шварценеггер.

Случилось вот что: в 1982-м Стивен Спилберг выпустил «Инопланетянина» /E.T. the Extra-Terrestrial/ (1982), а Сталлоне тремя годами спустя -- «Рокки IV» /Rocky IV/ (1985), в котором его герой начистил физиономию русскому боксеру Ивану Драго в исполнении Лундгрена. С кем еще Рокки Бальбоа мог драться после такого мощного соперника? По Голливуду бродила шутка, пущенная кем-то из кинокритиков: пускай Слай выйдет против спилберговского Е.Т., с инопланетянами-то он еще не махался…

Слай против пришельца в итоге так и не вышел, но два молодых сценариста -- Джон и Джин Томасы -- моментально почуяли, куда ветер дует: уже появились «Чужой» (1988) и «Нечто» /Thing, The/ (1982), Twentieth Century Fox занималась «Чужими» /Aliens/ (1986), и вообще инопланетяне были, что называется, в тренде. Тогда же, в 85-м, братья сели за сочинение сценария о некой бестелесной инопланетной сущности, умевшей захватывать контроль над разумом других живых существ. Но пока делались первые наброски, эволюционировала и идея: мало-помалу вырисовалась история о неком сообществе охотников с другой планеты, в порядке спортивного интереса решивших навестить Землю. По итогу Томасы вымарали из сценария всех инопланетных гостей, кроме одного, а его соперником сделали крепкого землянина -- ведь человек, как известно, и есть самый опасный зверь из всех известных науке.

У братьев не было личного агента в Голливуде, поэтому они просто подбросили свое произведение под дверь заместителя продюсера Майкла Леви со студии Fox. Леви прочел сценарий, посоветовался с продюсером Джоном Дэвисом и подсунул «Первобытное зло» (Primeevil -- такое название носил проект поначалу) многоопытному Ларри Гордону. Далее все происходило быстро: скрипт показали Арнольду Шварценеггеру, Дэвис привлек к делу режиссера Джона МакТирнана, а Ларри Гордон позвал Джоэла Силвера. Оставалось найти актеров на роль подтанцовки для Арни, потому что тот обязательно захотел работать не в одиночку, а с командой.

Сильвер сразу же предложил одну из ролей отдать 25-летнему сценаристу «Смертельного оружия» /Lethal Weapon/ (1987) Шейну Блэку, которому всецело доверял (в отличие от МакТирнана, на счету которого был всего один фантастический триллер «Кочевники» /Nomads/ (1985)). Блэк, получивший партию очкастого остряка Рика Хокинса, должен был присматривать за режиссером на съемочной площадке и при первых признаках халтуры сигналить куда следует. Кроме того, его хотели иметь под рукой на тот случай, если в процессе съемок понадобится улучшить сценарий -- но, по признанию Шейна, из его правок в фильм в итоге почти ничего не вошло.

Томасы сочинили новый драфт, в котором окружили протагониста группой коммандос. В конечном варианте диспозиция была следующей: бывалый спецназовец Алан Шеффер по прозвищу Датч («европейское» имя стало хорошей уловкой, позволяющей объяснить немецкий акцент Шварценеггера) и его команда отправляются в южноамериканские джунгли искать пропавший вместе с экипажем армейский вертолет. Найдя в лесу только освежеванные трупы, вояки решают, что это проделки местных партизан и разносят в щепы их лагерь, после чего пытаются добраться до своей «вертушки», чтобы улететь домой. Не тут-то было: на арену выходит истинный виновник торжества -- оборудованная лазерной наплечной пушкой двуногая тварь, имеющая дурную привычку коллекционировать изъятые у своих жертв черепа, которые отрывает вместе с позвоночником. Датчу и его стремительно редеющей команде делается не по себе…

Студия Fox выделила на проект 18 миллионов долларов (столько же стоили «Чужие» Кэмерона) и отправила съемочную группу в Мексику. 14 апреля 1986-го года хлопушка ударила в джунглях в получасе езды от города Пуэрто-Вальярта. Состав к тому моменту был уже укомплектован. Центральной звездой ленты значился Арнольд, успевший уже побыть Конаном и Терминатором; в помощники ему набрали фигуры помельче: Карл Уэзерс в роли ЦРУ-шника Джорджа Диллона и Сонни Лэндэм в роли Билли Сола (первый сыграл боксера Аполло Крида в «Рокки» /Rocky/ (1976), второй же, бывший порноактер, помимо ролей на ТВ успел появиться в «Полтергейсте» /Poltergeist/ (1982) и «48 часах» /48 Hrs./ (1982)). К Лэндэму был постоянно приставлен телохранитель, т.к. Сонни обладал взрывным нравом и в любой момент мог полезть в драку.

В Блейна Купера перевоплотился профессиональный рестлер Джесси Вентура, благодаря этой удачной «засветке» получивший впоследствии возможность поработать с Чаком Норрисом и Сталлоне. Сержанта Мака Фергюсона, еще одного соратника Шварценеггера, изобразил актер и режиссер телевидения Билл Дьюк -- фактурный бритоголовый негр, за год до этого уже работавший с Арнольдом над «Коммандо». Узнав, что фильм носит рабочее название «Охотник» (Hunter), Дьюк объявил, что пару лет назад работал в качестве постановщика на полицейском сериале канала NBC, называвшемся точно так же. Фильм срочно переименовали в «Инопланетного охотника» (Alien Hunter), а ближе к премьере и вовсе сменили тайтл на «Хищника».

Персонаж Блэка на фоне остальных выглядел бледновато, поэтому режиссер решил придать ему черты гика: на Шейна нацепили очки с огромными стеклами и заставили рассказывать в кадре скабрезные анекдоты, сымпровизированные в процессе съемок. «Думаю, братья-сценаристы эти мои шутки возненавидели, -- смеялся потом Блэк. -- Они полагали, что придумать такое мог только деградант. Зато продюсеру Джоэлу Силверу они очень нравились». Шварценеггер тоже придумал своему герою несколько фраз из разряда «Ну и урод же ты!»: он считал, что хорошая шутка жуткий фильм только улучшает. (До самопародий еще не дошло: фразу «Я вернусь» Арни начал пихать во все свои фильмы лишь годы спустя.)

Джесси Вентуру для пущего мачизма обязали жевать табак, а Шварценеггер по сюжету курил толстенные сигары, которые обожал и в реальной жизни. Правда, в конечный вариант монтажа вся эта пропаганда нездорового образа жизни не вошла: сигара осталась только в начальной сцене, когда Арни вылезает из вертолета, да и то -- огонек к ней пришлось дорисовывать позже, поскольку правила техники безопасности не позволяли курить на борту. Но приохотить Билла Дьюка к курению Шварценеггер за время съемок все-таки успел.

Что же Ван Дамм? Никому не известного каскадера, в арсенале которого было несколько малозначительных ролей (в том числе партии комедийного гея и «плохого» русского каратиста, показательно избитого в фильме «Не отступать, не сдаваться» /No Retreat, No Surrender/ (1985)), взяли на роль Хищника за его гибкость и владение восточными единоборствами. Однако сотрудничество с самого начала не задалось: 177-сантиметровый Жан-Клод оказался на целых 11 сантиметров ниже Шварценеггера, что в ближнем бою смотрелось просто комично. К тому же актера угнетало, что его имя даже не попадет в титры. В течение двух дней съемок он успел подраться с одним из каскадеров и разгневать Джоэла Сильвера, отказавшись выполнять связанный с прыжками рискованный трюк (по словам бельгийца, опасную работу потом проделал дублер и растянул при этом лодыжку). В итоге смутьян всех достал: рассудив, что от Ван Дамма толку не будет, его изгнали с проекта, ничего не заплатив. Скакать по деревьям вместо него отправили обезьяну, однако та не слушалась дрессировщика и постоянно пыталась сорвать с себя спецкостюм, так что от этой идеи тоже пришлось отказаться.

Замена нашлась в лице 220-сантиметрового экс-баскетболиста Кевина Питера Холла, габариты которого были поистине инопланетными. На съемочной площадке Холл возвышался над всеми, как темнокожий Гулливер, а в отеле спал по диагонали на двух кроватях, сдвинутых вместе. «Когда я узнал, что мой персонаж по сюжету охотится на Шварценеггера, то сразу ухватился за эту возможность, -- вспоминал Холл. -- Это же просто мечта!»

Желая превратить актеров в настоящих коммандос, режиссер прихватил из Америки военного инструктора по имени Гарри Адольф Голдман, которого его подопечные тут же сократили до Адольфа. Голдман должен был научить команду бесшумно двигаться по пересеченной местности, подавать друг другу условные знаки, лазать по канату и владеть оружием. О муштре, которую тот развернул, актеры даже годы спустя говорят с содроганием.

Первые две недели стандартное утро съемочной группы начиналось так: подъем в пять утра, легкий завтрак, изучение военных дисциплин, полуторачасовый марш-бросок по холмам Пуэрто-Вальярта, взвешивание, спортзал, снова военные дисциплины, и только после всего этого -- репетиции. «Съемки длились по 14 часов в день, -- вспоминал Шварценеггер. -- Очень утомительно». Чтобы команда крепла, увеличивались и нагрузки: однажды их отвезли на грузовике за 30 миль от лагеря, высадили и предложили идти обратно пешком.

«Это было ужасно», -- хмыкает Шейн Блэк. Тем не менее, именно в подобных групповых истязаниях рождался командный дух. По словам режиссера, хотя некоторые исполнители и имели армейский опыт, он хотел, чтобы они получили возможность лучше узнать друг друга и преодолеть вместе нечто очень тяжелое. «Думаю, именно благодаря Гарри многое так хорошо получилось, -- считает Карл Уэзерс. -- Пройдя через все это, мы ощутили себя так, будто знаем друг друга очень давно. И умения, полученные с таким трудом, нам хотелось применять на практике».

Бывший «морской котик» Джесси Вентура только посмеивался над другими; в особенности его радовало то, что у семикратного обладателя титула «Мистер Олимпия» более свободные рукава и, следовательно, меньший размер бицепса. Однако последним смеялся именно Шварценеггер, специально пустивший слух о размерах своей одежды, чтобы подшутить над коллегой: когда Вентура не выдержал и таки вызвал Арнольда на поединок по армрестлингу, поспорив с ним на бутылку шампанского, выяснилось, что бицепс больше у Австрийского Дуба (даже при том, что экс-бодибилдер специально похудел для роли Датча).

Актеры составляли довольно разношерстную команду, но на съемках эта пестрота была максимально усилена: каждому придумали индивидуальную боевую раскраску, различающиеся головные уборы и запоминающиеся виды оружия: Билл Дьюк щеголял набором ножей, ветеран вьетнамской войны Ричард Чейвз стрелял из многоствольного гранатомета, Джесси Вентуре же достался настоящий монстр -- шестиствольный пулемет M134 Minigun, уменьшенная копия тех махин, что устанавливаются на вертолеты. Сделанный по спецзаказу облегченный миниган по прозвищу «Старушка Боль» весил больше 20 килограммов. К нему прилагались гигантские аккумуляторы и ящик с патронами, который требовалось носить на спине. Чтобы при стрельбе Вентуру не опрокидывала отдача и не так быстро расходовался боезапас, скорость вращения стволов снизили втрое, а для актера смастерили специальную подпорку. Система приводилась в движение с помощью электропривода (толстый кабель был спрятан в штанине Джесси) и стреляла только холостыми. Актер жал на спуск лишь для виду: от него требовалось удерживать M134 в руках, управляли же оружием другие люди. «Когда эта хреновина начинала стрелять, у всех, включая оператора, отвисали челюсти», -- хвалился Вентура.

Для экономии времени съемки велись сразу тремя группами, державшими друг с другом связь по рации. Гример Скотт Эддо мотался туда-сюда, обновляя потным актерам грим и сетуя на отсутствие элементарных столов, на которых можно было бы разложить свой кейс с косметикой. Шварценеггера, в финале картины целиком покрытого грязью, Эддо, не мудрствуя лукаво, перед съемками ставил к стене и поливал из распылителя смесью воды и глины, которую актер смывал только перед едой.

Джон Уэллон, художник фильма: «Трудность состояла в том, что в настоящую чащу нам со своим оборудованием было не пролезть, поэтому приходилось имитировать ее в более доступных местах. Перед съемками мы целый месяц поливали джунгли из брандспойтов, чтобы листва зазеленела». Стояла кошмарная жара, засушливый сезон превратил джунгли в один большой гербарий, и зелень можно было найти только в долинах -- туда команда ленты и спускалась каждый день, истекая потом и кляня местный климат.

Большая часть съемок проходила в зарослях на склоне холма, где земля шла под уклон, и даже стоять было неудобно. Опытный оператор Доналд МакЭлпайн активно использовал недавно изобретенную систему «Стэдикам», позволявшую камерамэну обходиться без рельсов и крана и получать плавную картинку даже прыгая по кочкам. «В джунглях снимать непросто, потому что ничего не видно, -- жаловался режиссер. -- Из-за листьев обзор заканчивается на расстоянии полутора метров». Дикие условия не могли не сказаться на здоровье команды: выбирая удобную точку для съемки, МакТирнан однажды упал вниз головой с дерева и вывихнул запястье. Ричарда Чавеса, игравшего Хорхе Рамиреса по прозвищу Пончо, сильно покусали местные муравьи, а Шварценеггер нахватался в кустах заноз. К слову, сцена, в которой гигантские муравьи пробуют на вкус самого Датча, была снята, но в фильм не вошла.

Пришлось команде столкнуться и с кишечной инфекцией: о том, что в отеле, где они жили, сломалась система очистки воды, кинематографисты узнали далеко не сразу. В итоге плохо было всем, кроме режиссера, который с самого начала не доверял местному питанию и сидел на строгой диете. Актерам большого труда стоило работать с бурлящими животами, сохраняя серьезное выражение на лицах. «Стоишь перед камерой и думаешь: скорей бы прозвучала команда »снято!« -- вспоминал Шейн Блэк. -- После каждого дубля все мечтали только о том, чтоб побыстрей добраться до сортира. Прибежишь -- а там уже очередь…» Шварценеггер из-за обезвоживания на два дня выбыл из строя и потерял 10 килограммов, а МакТирнан в результате своего поста к концу съемок сбросил все 12.

Одним из главных аттракционов фильма должен был стать, конечно, сам Хищник, поэтому всем не терпелось взглянуть на его костюм. Специалисты Boss Film Studios трудились над дизайном день и ночь, однако на площадку фильма костюм приехал, только когда съемки уже начались. «Мы все переглянулись и подумали: »Ох, у нас проблемы«, -- вспоминал МакТирнан. Худосочный пришелец был похож на насекомое с собачьей головой и единственным глазом по центру лба. Чтобы компенсировать невысокий рост Ван Дамма, тварь оснастили вытянутой шеей и ногами с двумя суставами. Но бегать по джунглям этот »циклоп« не мог -- только скакать, будучи подвешенным на тросах, что категорически не устраивало режиссера: »Я сделал несколько кошмарных дублей и отослал костюм обратно на студию с вопросом: вы правда хотите, чтобы мы снимали ЭТО?« Начальство, изначально настаивавшее на »циклопе«, вошло в положение и выделило деньги на нового Хищника. Тем более, что Кевин Питер Холл, нанятый взамен бельгийца, в старый костюм элементарно не влезал.

Редизайн пришельца предложили сделать студии Стэна Уинстона, талантливейшего мастера спецэффектов, на которого продюсеров навел знакомый с ним по »Терминатору« Арнольд Шварценеггер. Уинстон в это время как раз готовился к своему режиссерскому дебюту »Тыквоголовый« (Pumpkinhead) и предпочел бы не нагружать себя дополнительной работой, но другу отказать не смог. »Времени было очень мало, поскольку на съемочной площадке все уже ждали появления главного персонажа, -- вспоминал Уинстон процесс создания монстра. -- Как раз вышли «Чужие», и мы с Джеймсом Кэмероном летели на японскую премьеру фильма. Я сделал несколько набросков, а Джим, сидевший в соседнем кресле, посмотрел на моего Хищника и сказал: нет, тут требуется что-то пострашней. Я вот, например, всегда хотел увидеть монстра со жвалами…« Так инопланетный монстр обзавелся своими знаменитыми челюстями. Крабовидный череп и украсившие его необычные дреды довершили картину. Позже Уинстон шутил, что просто объединил идеи Boss Film Studios с советами Кэмерона, и не более того -- но даже если все обстояло так, результат получился впечатляющим.

Для Холла изготовили облегающий костюм на все тело, в условиях мексиканского климата превращавшийся в печку уже после пары дублей. За день искусственная кожа успевала пропитаться потом, и вечером ее требовалось сушить феном. Финальная драка пришельца с Датчем велась и вовсе вслепую, поскольку на негра нацепили маску со жвалами, сквозь которую он ничего не видел. »Это была нелегкая работа, -- вспоминал Холл съемки. -- Настоящий вызов. Каждый раз, натягивая костюм, я думал: а сколько выдержу на этот раз? Это была история вообще не про актерское мастерство, здесь требовалась выносливость!« Тем не менее, по словам Стэна Уинстона, Кевин никогда не жаловался: специально для него маску существа сделали легко снимающейся, так что он мог отдышаться между дублями.

Играть бессловесное существо было непросто, однако Холл прошел инструктаж у мима и отлично сумел передать инопланетный характер своего героя без разговоров и лицевых ухищрений -- через пластику, позы и манеру двигаться. Помогло и то, что ранее Холлу уже приходилось изображать пришельца в малобюджетном хоррорном сай-фае »Без предупреждения« (Without Warning). 30-летний Кевин, словно чувствуя, что судьба отвела ему не так много времени, выкладывался по полной программе (пять лет спустя, вскоре после съемок «Хищника 2» /Predator 2/ (1990), актер был заражен ВИЧ при переливании крови и угас за считанные месяцы). В отличие от Ван Дамма, афроамериканца не беспокоил тот факт, что весь фильм он ходит в маске -- актер считал себя не абы кем, а »кукольником, который создает личность, действуя изнутри«. В награду за терпеливость режиссер премировал Холла маленькой ролью »с человеческим лицом«: в одной из финальных сцен Кевин сыграл вертолетчика, произносящего »Что за?..«

Вместо двух недель дополнительных съемок потребовались три месяца. Застрявшие в Мексике кинематографисты развлекали себя как могли. По рукам ходили комиксы из серии »Сержант Рок« (Sgt. Rock), привезенные Шварценеггером из Штатов (Арни подумывал сыграть в одноименном фильме) -- один из выпусков »Сержанта« даже стал реквизитом: его можно заметить в начальной сцене »Хищника« в руках у Шейна Блэка. Сам Блэк времени зря не терял и в свободные минуты работал над сценарием «Последнего бойскаута» /Last Boy Scout, The/ (1991).

Стэну Уинстону кто-то подкинул в душевую кабинку в номере отеля огромных жаб. Создатель Терминатора и других кошмарных монстров в реальной жизни оказался персоной чувствительной: решив, что это очередной прикол Шварценеггера, он попросил своих помощников собрать земноводных в наволочку и, проникнув в номер актера, засунуть их ему под матрас. К Арнольду как раз приехала его новоиспеченная жена, журналистка и племянница президента Кеннеди Мария Шрайвер (их свадьба состоялась в разгар съемок, для чего актер специально летал на 4 дня в Лос-Анджелес), так что »подарок« достался ей. Но Шварценеггер на следующий день ни словом не упомянул о жабах, чем только укрепил Уинстона в его подозрениях. Лишь десять лет спустя Стэн случайно выяснил, что подшутил над ним не Арнольд, а собственные сотрудники -- те самые, которых он отправил »вершить возмездие« над австрийцем…

Самой сложной с точки зрения постановки оказалась сцена разгрома командой Датча лагеря повстанцев, включающая огромное количество управляемых взрывов, взлетающий на воздух вертолет, осколки от бесчисленных пулевых попаданий и прочую пиротехнику. Координатор трюков и режиссер второй группы Крэйг Р. Баксли и его команда, состоящая из лучших в Голливуде каскадеров, сделали свою работу на пять с плюсом: хотя в фильме фигурирует 64 трупа, никто из актеров не пострадал.

Когда МакТирнан смонтировал черновую склейку ленты и прикинул, чего там не хватает, уже позже, в студии, он доснимал на фоне зеленого экрана некоторые сложные кадры (те самые, что предполагали участие обезьяны). Спецэффекты фильма не ограничивались хромакеем, пиротехникой и аниматроникой -- например, атомный взрыв нарисовали мультипликаторы, а »невидимость« для Хищника разработали специалисты из студии R/Greenberg Associates: в варианте, описанном братьями Томасами, инопланетянин передвигался внутри отражающей сферы, в фильме же красный костюм актера фотохимическим способом заменили дрожащей рябью, скомпонованной из фрагментов окружающих зарослей. Увидев красивый эффект, случайно получившийся в результате тестов, продюсеры в разгар съемок потребовали подправить сюжет, введя в сценарий больше сцен с »невидимостью«.

Чтобы получить кадры с людьми, какими их видит Хищник, была задействована съемка в инфракрасном диапазоне. Окончательная картинка формировалась путем наложения »инфракрасных« кадров на обычные: чтобы изображения с разных камер были идентичными, их закрепили параллельно, синхронизировав все движения. Кислотного вида кровь Хищника было получена путем смешения интимной смазки K-Y Jelly с жидкостью из светящихся палочек, а щелкающие звуки, издаваемые пришельцем, изобразил на постпродакшне Питер Каллен (Оптимус Прайм из франшизы «Трансформеры» /Transformers/ (2007)).

»Я был очень рад, что меня позвали снимать «Хищника», -- говорил МакТирнан годы спустя. -- Мне хотелось сделать старомодное попкорновое кино. Развлекательное, но не очень дорогое«. Попкорновое кино вполне оправдало себя в прокате, стартовавшем 12 июня 1987-го года. Мировые сборы составили $98,235,548, за фильмом немедленно вырос длинный »хвост« из новеллизаций, комиксов и видеоигр. »Хищник« даже был номинирован на »Оскар« за спецэффекты, но награда ушла к ленте «Внутреннее пространство» /Innerspace/ (1987). Пентагон же был так вдохновлен увиденным, что в следующие годы потратил кучу денег на разработку »невидимого костюма« для армии США -- без особого, впрочем, успеха.

Доказавший свою профпригодность МакТирнан с ходу получил заказ на «Крепкого орешка» /Die Hard/ (1988), а Джесси Вентура и Арнольд Шверценеггер впоследствии стали губернаторами Минессоты и Калифорнии (то же самое пытался проделать в Кентукки Сони Лэндэм, но потерпел фиаско). Лента получила относительно неплохое продолжение, два безо

Форма входа

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  •  Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz