СТР 1 СТР 2 СТР 3 СТР 4 СТР 5 СТР 6 СТР 7 СТР 8 СТР 9 СТР 10 СТР 11 СТР 12 СТР 13 СТР 14
»Я был очень рад, что меня позвали снимать «Хищника», -- говорил МакТирнан годы спустя. -- Мне хотелось сделать старомодное попкорновое кино. Развлекательное, но не очень дорогое«. Попкорновое кино вполне оправдало себя в прокате, стартовавшем 12 июня 1987-го года. Мировые сборы составили $98,235,548, за фильмом немедленно вырос длинный »хвост« из новеллизаций, комиксов и видеоигр. »Хищник« даже был номинирован на »Оскар« за спецэффекты, но награда ушла к ленте «Внутреннее пространство» /Innerspace/ (1987). Пентагон же был так вдохновлен увиденным, что в следующие годы потратил кучу денег на разработку »невидимого костюма« для армии США -- без особого, впрочем, успеха.
Доказавший свою профпригодность МакТирнан с ходу получил заказ на «Крепкого орешка» /Die Hard/ (1988), а Джесси Вентура и Арнольд Шверценеггер впоследствии стали губернаторами Минессоты и Калифорнии (то же самое пытался проделать в Кентукки Сони Лэндэм, но потерпел фиаско). Лента получила относительно неплохое продолжение, два безобразных кросс-овера »Чужой против Хищника« и нестыдный ребут от Роберта Родригеса под вывеской «Хищники» /Predators/ (2010). А Шейн Блэк дорос до должности режиссера и в эти дни, ровно четверть века спустя, снимает «Железного человека 3» /Iron Man 3/ (2013).
Что же до Мексики, то в ней после »Хищника« стало одной достопримечательностью больше: жители Пуэрто-Вальярта превратили съемочную площадку фильма в туристический аттракцион, обвешали территорию табличками, установили скелет сожженного на съемках вертолета на постамент и водят туда киноманов со всего мира. Будете проезжать поблизости -- не упускайте шанса; виды оттуда, говорят, открываются просто замечательные, а в открытом поблизости ресторанчике El Eden (»Эдем") очень неплохо кормят.
Спецназ против монстра. Спецэффекты фильма "Хищник"
«Я хотел сделать старомодное попкорн-кино, - говорит Джон МакТирнан. – Именно так я называю «Хищника».
Работа над костюмом
Изначально хищника создавала студия Boss Film Studios, которой заправлял Ричард Эдлунд (Richard Edlund). К сожалению, режиссер Джон МакТирнан (John McTiernan) и продюсер Джоел Силвер (Joel Silver) выбрали тот, который было бы сложно реализовать в плотных мексиканских джунглях. Это была тварь с головой, похожей на собачью, с носом в виде клюва и одним глазом. Но самое неудобное было то, что у твари было два сустава на ногах, что не позволяло бы актеру ходить самому, его следовало подвешивать на тросах, крепившихся к мощной железной балке, а ногами монстра должны были управлять кукловоды. Мало того, что это просто неудобно при съемке сцен битвы, так эту конструкцию оказалось вообще невозможно реализовать в джунглях. Дизайнеры студии Boss честно предупреждали об этом МакТирнана и Силвера, но те не послушали – в виде макета тварь выглядела очень привлекательно.
«Актер в костюме должен был совершать довольно активные действия: бегать, лазить по деревьям, драться и даже находиться под водой, - говорит Шейн Мэхэн (Shane Mahan). – Что было совершенно невозможно при варианте с железной балкой и тросами».
Съемки начались, а прибытие костюма на съемочную площадку все откладывалось. МакТирнан и актеры довольно длительное время могли снимать нужные сцены и без хищника (ведь в большинстве сцен ни персонажи, ни зрители его не видят). Наконец, костюм привезли и даже пробовали снимать - в роли хищника тогда значился Жан-Клод Ван Дамм (Jean-Claude Van Damme), а большой рост инопланетного охотника компенсировали головой на тонкой шее, которая возвышалась над головой Ван Дама еще на добрых 40-50 сантиметров. Но Жан-Клоду не нравилось работать в костюме, тот был жаркий и неповоротливый, а необходимость висеть на тросах в некоторых сценах вообще выводила актера из себя. Но это и не удивительно – попробуйте, вися на тросах, применить свои знания восточных единоборств?
Сняв несколько сцен с этим хищником, МакТирнан решил, что с него хватит – это выглядело смешно и неуклюже. Он отправил костюм хищника в студию со словами: «Вы правда хотите, чтобы мы продолжали с этим?»
Производство фильма было остановлено, а Ван Дамма заменили на Кевина Питера Холла (Kevin Peter Hall), чей рост составлял 2 метра 20 сантиметров. И ему уж точно не подходил старый костюм.
Кевин только что закончил работу над «Гарри и Хендерсоны» и он уже умел работать в костюме – он прошел курс занятий с мимом, потому что костюм – это всегда работа движениями и позами, а не лицом. Кевин был настоящим профессионалом, которого действительно занимало создание образа, личности персонажа. Он разрабатывал движения персонажа, опираясь на его внешний вид, репетировал позы и никогда не жаловался о трудностях работы в костюме. Для создания нового хищника Джоел Силвер позвонил Стэну Уинстону (по рекомендации Арнольда, который уже работал со Стэном на «Терминаторе»).
Стэн Уинстон и хищник
В конце 1986-начале 1987 года в студии Стэна Уинстона была особо жаркая пора: в ней работали над созданием целой компании экзотических персонажей для фильма «Взвод чудовищ», плюс вели подготовку к началу съемки фильма «Тыквоголовый», который должен был стать режиссерским дебютом Стэна. Но тут ему позвонил Джоел Силвер, и попросил в виде одолжения взять еще и этот проект. Узнав, что просьба исходит от Арнольда, Стэн не смог отказать другу.
«Когда я прочитал сценарий, я понял, что хищник должен быть не просто монстром, а скорее весьма специфическим героем фильма, - говорит Уинстон. - И мы создавали его внешний вид с учетом этого».
Производство фильма было остановлено до решения проблем с костюмом. Это означало, что Уинстон и его команда должны были найти новый дизайн и создать все необходимое в кратчайшие сроки.
«Мы взвалили на себя огромную ответственность, - продолжает Стэн. – Во-первых, времени было очень мало, потому что все люди, занятые в съемке, ждали, когда на площадке появится главный персонаж, чтобы начать работать. Во-вторых, кто-то другой уже напортачил, и мы не хотели быть всего лишь вторым дублем. И, в-третьих, меня порекомендовал Арнольд Шварценеггер, который был добрым другом, я не мог его подвести».
Команда Уинстона практически подняла бунт, когда он выложил им расклад: «И на все это у нас есть всего шесть недель». Они хотели знать, почему при таком напряженном графике работы Уинстон берется за еще один проект. На это Уинстон ответил: «Потому что это будет классный фильм!» Стэн умел нутром чуять, будет ли фильм хорошим, и очень редко ошибался.
Как раз в это время вышли «Чужие», и Стэн поехал на премьеру фильма в Японию вместе с Джеймсом Кэмероном (James Cameron), поэтому делал наброски прямо в самолете. Кэмерон посмотрел на наброски, и сказал: «Знаешь, я всегда хотел увидеть монстра с жвалами». Стэн подумал, и нарисовал ему жвала.
«Так я создал нечто среднее между тем монстром, что мне показали в кабинете Джоела Силвера и тем, что мне подсказал Джеймс Кэмерон, - смеется Стэн. – Сегодня это называется «хищник Стэна Уинстона», но я имею к нему очень мало отношения, хотя от авторства отказываться не собираюсь!»
В итоге небольшая группа специалистов студии Уинстона работала семь дней в неделю, чтобы создать необходимое число костюмов для Кевина Питер Холла. Чтобы смастерить внешнюю оболочку, нужно было сначала снять копию с тела Кевина – процедура не из приятных, которую Кевин с честью выдержал. Маска была сделана так, чтобы передняя часть легко снималась и одевалась обратно, как забрало. Ведь большую часть фильма мы не видим истинного лица хищника – он ходит в неком подобии респиратора или противогаза. И только в самом конце мы можем видеть аниматронное лицо персонажа, созданное умельцами студии Уинстона.
И, как раз поскольку лица Кевина мы не видим весь фильм, МакТирнан дал ему еще одну небольшую роль – пилота вертолета.
Изначально планировалось, что пересъемка кадров с хищником займет всего две с половиной недели, но процесс затянулся на три месяца. Люди развлекали друг друга розыгрышами. Это известная байка, что креативные работники Стэна Уинстона подбросили ему в душ лягушек. Стэн был уверен, что это сделал Арнольд, потому что они часто обменивались подобными шутками. Он позвал своих ребят, попросил их переловить бедных тварей и, сложив свой трофей в наволочку, унес в комнату Арнольда. Но в тот день его навещала жена, так что «подарок» Стэна нашел вовсе не Арнольд, а Мария Шрайвер. На следующий день Арнольд и Стэн вместе ехали на съемки, но не обмолвились об инциденте. Много лет спустя, будучи гостем на одном из ток-шоу, и зная о том, что завтра сюда придет Арнольд, Стэн рассказал эту историю. На следующий день Арнольд перед всей миллионной телеаудиторией заявил, что он невиновен. И только тогда нашлись истинные виновные, все это время так и работавшие в студии Уинстона.
Съемки продолжались позже в студии, теперь уже на фоне хромакея. Это позволило дополнить сцены более сложными движениями костюмированного персонажа. Каждый день Говард Бергер (Howard Berger) вез костюм, который буквально стаскивали с Кевина, домой, чтобы просушить его феном.
Другие эффекты
В фильм также потребовалось добавлять и визуальных эффектов. За них отвечал vfx супервайзер Джоел Хайнек (Joel Hynek) и команда спецэффектников из R/Greenberg Associates. Их сцены включали съемку маски смещения для будущей реализации полупрозрачного камуфляжа инопланетного монстра. Для этого студия Уинстона создала специальный красный костюм, напоминающий по контуру костюм хищника, и Кевину пришлось ходить в таком смешном виде по студии, имитируя те сцены, в которых хищник появляется в камуфляже. После съемки его вырезали из зеленого заднего плана, и создали маску смещения, которую потом применили к фоновому изображению. Помимо этого внутри маски применяли повторяемую фактуру, но в те времена этот эффект делали химическим методом, поэтому фактура камуфляжа никогда не повторялась.
К тому же фильму потребовалась еще и съемка в инфракрасном диапазоне. Для этого съемку обычной камерой и съемку в инфракрасном свете накладывали потом с помощью оптического принтера. Но чтобы снять идентичные кадры на разные камеры, эти камеры нужно разместить параллельно и двигать синхронно.
Пиротехника и трюки
Конечно же, в этом фильме было много пиротехники и трюков. Ими занимался постановщик трюков Крейг Бэксли (Craig R. Baxley). К его чести надо отметить, что при исполнении трюков и взрывов никто на съемочной площадке не пострадал. Как делаются взрывы в кино, мы уже не раз писали: в каждое место, где нужен взрыв, закладывается мини-заряд, который активируется вручную. Если у нас автоматная очередь бьет в песок, то каждый мини-взрыв закладывается отдельно. Если требуется стрелять в человека, то на каскадера сначала надевают защитный жилет, а заряды и пакетики с кинокровью накладывают поверх него.
Джесс Вентура (Jesse Ventura), который позже стал губернатором Миннесоты, в фильме стреляет из пулемета, который обычно ставят на вертолетах. Это было самое мощное оружие, какое только можно было удержать. Но, поскольку это стационарное оружие, его приводят в действие с помощью электричества, подводимого от двигателя или аккумуляторов. Поэтому спецэффектникам понадобилось несколько аккумуляторов и провод, который пропустили сквозь штанину актера. Вращающийся блок стволов пулемета замедлили раза в три, чтобы он расходовал меньше холостых патронов. Во многих источниках писали, что актеру пришлось надеть пуленепробиваемый жилет, чтобы выбрасываемые из пулемета гильзы не поранили его. На самом деле гильзы выбрасываются из пулемета вниз, поэтому жилет никому не понадобился.
Декорации
Несмотря на естественные декорации джунглей, художникам-декораторам все-таки пришлось поработать. «Естественные джунгли не интересны с точки зрения кино, - рассказывает Джон МакТирнан. – Они очень плотные, ты видишь только на расстоянии метра, а дальше все закрыто листьями. Поэтому мы прореживали листья так, чтобы можно было видеть вперед намного дальше. Кроме того, декораторам даже пришлось построить для отдельных сцен несколько больших деревьев из пенополистерола и оргстекла. В этих джунглях такие толстые деревья не водились.
Кровь хищника была смесью содержимого светящихся палочек и лубриканта KY Jelly (похоже, этот лубрикант был популярным среди голливудских кинематографистов). Эта субстанция быстро сохла, поэтому между дублями ее приходилось обновлять.
Когда пришло время номинировать «Хищника» на «Оскар», киноакадемики долго чесали затылки – к какой номинации отнести этот фильм? Вроде бы, Стэн Уинстон и его аниматроника совершенно точно относятся к категории грима, но маски смещения и хромакей – это лежит в области спецэффектов. В итоге Уинстона и команду из R/Greenberg Associates номинировали в категории спецэффектов, но «Оскар» отдали фильму «Внутренний космос».
Хищник 3 с Шварценеггером и Гловером в главных ролях. Каким бы получился этот фильм
Кто и как озвучивал стрекот Хищника и Оптимуса Прайма (видео)
В англоязычном интернете обсуждают видео, где Питер Каллен, объясняет, как ему удалось воплотить в жизнь Хищника, Оптимуса Прайма и Кинг Конга.
Посмотрите, как он выполняет гортанные щелчки Хищника, это буквально вызывает дрожь по позвоночнику:
Дядька очень крутой. То, что он вытворяет своим голосом кажется невероятным! В 60-х снимался в телесериалах и передачах, но позже целиком переключился на то, что получалось лучше всего — на озвучку.
Мы, видимо, знаем Питера Каллена заочно еще с детства. Он озвучил сотни мультперсонажей в "Том и Джерри", "Чудеса на виражах", "Чип и Дейл спешат на помощь", "Приключения мишек Гамми", "Черепашки-ниндзя", "Утиные истории", "Винни-Пух" (ослик Иа) и т.д.
Конечно, его голос заглушала русскоязычная переозвучка, но всё же.
И конечно, же Питер — фирменный голос Оптимуса Прайма, сотни часов озвучки, в том числе в видеоиграх. У него есть даже свои фанаты!
***
В интервью нам показался интересным момент, что при работе над "Хищником", Питеру не показали, как собственно выглядит монстр. Нужно было придумать звуки наугад.
- Ты должен озвучить монстра.
- Хорошо, как оно выглядит?
- Извини, мы не можем показать тебе.
Комментаторы под видео тоже в восторге (слегка кривой гугловский перевод):
"Они дали микрофон за пять долларов парню с голосом на миллион долларов..."
"Лучшая графика, которую я когда-либо видел! Они сделали Оптимуса Прайма похожим на человека!!!"
"Я искренне думал, что все звуки Хищника были созданы компьютером ... черт возьми, этот человек талантлив".
***
Мы уже рассказывали, что одновременно с работой над "Хищником", Питер озвучивал очередное продолжение Кинг-Конга (1986), издавая звуки вроде таких:
Он так сильно напряг голосовые связки, что кашлял кровью в студии звукозаписи. Поэтому для Хищника и стал издавать "клекочащие" звуки умирающего краба, как более щадящие для своего горла.
P.S. Бонус — очень познавательное видео о том, как создавался костюм для первого "Хищника":